Тест на соционику

Тест на соционику
Тест на соционику

Соционика начала свое движение в советские времена. Ее основатель Аушра Аугустинавичюте, хотя и не была психологом по образованию, уловила некоторую закономерность в психическом устройстве человека. Ее попытка организовать душевную организацию человека в строгую логическую систему вызвала резонанс в некоторых научных и общественных кругах. Это была попытка ученого, со всеми вытекающими из этой попытки последствиями.

Когда ученый совершает открытие, то ради понимания того, что он открыл, он обрастает новой терминологией. Основанием для терминов является исследуемое открытие. С терминами легче работать, то есть, подтверждать свое открытие. Терминами манипулируешь в процессе исследований, термины используются для доказательства новой теории.

Аушра Аугустинавичюте в пору создания соционики импровизировала с некоторыми психологическими условностями – с юнговскими понятиями и с понятиями Кемпинского. И она создала не просто новую типологию или новый информационный метаболизм, – она открыла соционический тип личности.

Функция складывания гипотез

Вряд ли у Юнга была стройная типология, которую современные соционики приписывают ему. И вряд ли информационный метаболизм Кемпинского выходил за рамки психологической метафоры. Тем не менее открытие Аушры Аугустинавичюте психологи обосновывают Юнгом, в большей степени, и Кемпинским, в меньшей степени. Обоснование авторитетом не подтверждает науку, но делает ее, как бы, весомей, своеобразным софизмом. В рамках науки научное утверждение носит понятие гипотезы. К примеру, название любой медицинской болезни – это гипотеза более, чем сама болезнь, даже если болезнь подтверждена анализами мочи или крови. Но гипотезы Юнга и Кемпинского не подтверждены доказанными предпосылками. По крайней мере, психологи, по отношению к соционике, прикрываются именем Юнга, но не обосновывают это логическими доказательствами. И выводы Аушры совершенно далеки от двух гипотез Юнга и Кемпинского.

Пункт назначения – социон

В ходе развития своей гипотезы у Аушры возникли вполне здравые ассоциации. Здравые, но абстрактные. Аушра открыла социон, и открыла, что личностный тип привязан к социону и что развитие типа личности зависит от социона.

  • Первая ассоциация – на основе типа ИМ (информационного метаболизма) легко подобрать благоприятного сексуального партнера.
  • Вторая ассоциация – на основе типа ИМ легко решить профессиональную ориентацию типа.

По первой ассоциации – дуалы, это как раз те ТИМы, которые дополняют партнеров. После Аугустинавичюте, они признаются соционикой самыми гармоничными в сексуальном отношении ТИМами.

По второй ассоциации, в паре, или в коллективе работают продуктивно только определенные по типу личности ТИМы.

Развеять подробно подобные утверждения не позволит размер самой статьи. Но подобные утверждения Аушры следует воспринимать, как рабочие гипотезы, а не как руководство к действию, поскольку методики следует производить из проверенных, подтвержденных гипотез.

Белые и черные дыры матчасти

Вот лишь малое опровержение черного и белого цветов в соционике. Цвет аспектов в соционике неразрывно связан с рабочими гипотезами Аушры. Для наглядности Аушра закрашивала черными чернилами символы психической экстраверсии аспектов. Но зачем называть экстравертированную сенсорику еще и волевой сенсорикой или черной сенсорикой? К чему такое умножение сущностей? Аспект – сенсорика, не совсем правильный по названию, но который можно принять, как рабочий синоним. Зачем при этом называть его – черным или волевым? Из-за привычки, которая не дает соционике, как гипотезе, развиваться? Но зато навевает приятные мысли об оплачиваемом типировании.

Скорее всего доморощенных социоников устраивает черная – экстравертированность и белая – интровертированность. Для них такая магическая разноцветность – это способ воздействия на новых адептов? Или, все-таки, полезнее вспомнить, что цвет аспектов – это цвет чернил в ручке Аушры. Одна из причин, которая заставляет социоников пользоваться неточной терминологией, заключается не в любви к науке, а в любви к заработку. Это нужно сознавать людям, которые увлекаются типами личностей.

Теперь важный вопрос – что открыла Аушра. В чем смысл Соционики, с чем ее сущность, если не взирать на сущность, желающих гармонического брака, адептов соционики или на ней немного заработать? Соционический выбор идеального партнера перевешивает смысл соционики? Дуал – лучший тип в сексе, лучший по жизни, лучший в бою?

Независимость от ТИМа

Смысл соционики не в ТИМе. Чурюмов более точно назвал тип информационного метаболизма комплексом. И не просто комплексом, а закономерным МЭИ-комплексом. И это комплекс соционических аспектов массы, энергии и информации. Иными словами, человек – это комплекс воздействующих на него аспектов или комплекс воздействующей на него психики социона. Ведь, нужно дать определение человеку, прежде чем определять его сексуальную или социальную значимость.

Смысл соционики – в соционе. Но социон – самая неизученная часть соционики. Размышления о соционе ограничиваются интертипными отношениями. Отношениями дуальными, конфликтными и так далее. Описания интертипных отношений относятся, скорее всего, к черновым наброскам Аушры.

К методам абстрактного мышления

Социон – это динамическое проявление интертипных отношений. Поэтому можно считать, что предлагаемая соционикой таблица отношений является минимальным проявлением социона. Разумеется, в реальное взаимодействие втягивается различное количество типов личности. Прогнозированное поведения в группе, благодаря социону, становится возможным, но, скорее всего, на абстрактной уровне взаимоотношений.

Хотелось бы упомянуть об особой неточности, когда соционики типируют человека. По Аушре, личность – это тип информационного метаболизма. По Чурюмому, личность – это комплекс воздействующих на него соционических аспектов. А вот по мнению не совсем точных социоников, человек – это социотип. В науке важна точность определений. Социотип – грамматически неправильная конструкция, и обозначает социальный тип, а не соционический. Корень этого слова «социо» – не имеет прямой связи со словом «социон». Соционический тип виртуальный, абстрактный. Соционический тип не обозначает спортсменов, художников, рабочих или начальников. А социальный тип, это именно то, из чего состоит общество – из архитекторов, поэтов, врачей, политиков. Путая соционический тип с социотипом, усугубляется непонимание соционики и рождаются соционические карикатуры, далекие от истины.

Ссылка на основную публикацию